Home
 
 
22 Декабрь 2008 @ 00:29
Терпимость или нетерпимость  
Вечная проблема: проявлять ли терпимость к чужим убеждениям?

Мне нередко предъявляют претензию: дескать, слишком жестко реагирую на невинные высказывания. Нелицеприятно отзываюсь о людях, которые позволяют себе неприемлемые, на мой взгляд, утверждения, или — о ужас! — удаляю их из списка друзей. ;-)

Доводы сторонников мягкости хорошо известны: дескать, так больше шансов переубедить, если добром, то тебя скорее послушают, и другие, опять же, будут больше прислушиваться к мягкой, взвешенной позиции. Только почему "взвешенная" позиция непременно мягкая? Напротив, если все взвесить...

Одно дело, если мы обсуждаем какую-нибудь вкусовщину; например, хороша ли новая книга писателя такого-то? Тут мягкость суждений весьма уместна. Но если, условно говоря, товарищ предлагает обсудить актуальную проблему, как лучше подавать младенцев к завтраку — вареными или копчеными, попытка вступить в спокойное и тактичное обсуждение, стараясь не задеть его чувства — это значит показать, что его взгляды ПРИЕМЛЕМЫ. Что так МОЖНО. Ну, может, не совсем красиво, примерно как ходить в грязных носках, но это повод для легкого "фи" и не более того.

Это весьма существенный момент. Со всевозможными видами душевной заразы, вроде расизма, удается покончить тогда, когда они становятся социально неприемлемыми. А не тогда, когда с высокой кафедры разносится призыв так не делать, и даже не тогда, когда они оказываются в уголовном кодексе. Переломным становится тот момент, когда за агитацию в соответствующем направлении перед тобой захлопывают все двери, а где-то и по физиономии дать могут. Формально в СССР был запрещен и алкоголизм, и гомосексуализм; но алкоголиков до черта, а гомосексуалистов намного меньше, потому что быть пьяницей нормально и даже где-то почетно, а гомосексуалистом стыдно. И антисемитизм вроде как тоже осуждался, причем вполне не по-детски, но строчки Высоцкого "Зачем мне считаться шпаной и бандитом — не лучше ль податься мне в антисемиты?" возникли далеко не на пустом месте.

Вежливый, корректный спор — это форма признания приемлемости. Оппонент просто немного заблуждается. А вовсе не утверждает нечто, с чем нет и быть не может входа в приличное общество.

Да, конечно, одно мое осуждение погоды не сделает. Но и оно может оказаться полезнее, чем нелепая попытка переспорить. Просто потому, что кому-то станет ясно: за это выставляют за дверь безо всяких разговоров. А глядишь, и еще кто-то даст от ворот поворот. И понемногу кому-то станет ясно: а ведь "западло" примыкать к этим отщепенцам, и тут, и вон там руки не подадут, может, ну их к лешему? А то и задумается, за что их так, и причины какие ни на есть найдутся?

Конечно, если пользоваться таким "баном" слишком часто, от этого толку не будет вообще. Я для себя ограничиваю "поле неприемлемости", если брать сколько-нибудь распространенные воззрения (каннибализм, к счастью, уже несколько неактуален ;-)), националистами/ксенофобами и сталинистами... хотя близок к тому, чтобы расширить рамки за счет сторонников нынешнего режима.

Не знаю, прав ли я в такой позиции. Но кто-то же должен ее высказывать. Иначе это обречено остаться социально приемлемым. А в таком социуме жить противно и стыдно.
 
 
( Ответов: 26 — Post a new comment )
Thick as a brick[info]vangrimm on Декабрь, 21, 2008 22:07 (UTC)
Головой я понимаю, что в твоей позиции есть смысл. Головой же и чувствами, как правило, принимаю другое решение и продолжаю диалог. Вроде как иногда получается хотя бы помочь человеку немного подумать. Имхо, оно того стоит.
Eleneldil G. Arilou[info]arilou on Декабрь, 21, 2008 22:39 (UTC)
Пожалуй, +1 как по части понимания, так и по части осмысленности диалога.
Medium black wolf[info]mbw on Декабрь, 21, 2008 23:49 (UTC)
Я, в отличие от vangrimm, принимаю Вашу позицию полностью, но чисто технически.
Ну никак не получается у меня думать о нуждах социума! Мне даже трудно представить себе этот социум, у которого (у всего целиком!) есть единая нужда, хоть одна.
Возможно, есть святые люди, которые в состоянии переубедить НЕПРИЕМЛЕМЫХ. Я - нет. Все, что я могу - это их избегать.
Andrey Lensky[info]andrey_lensky on Декабрь, 22, 2008 01:11 (UTC)
Да, это соображение тоже имеет место. Общаться с этими товарищами откровенно неприятно, если не считать дурацкого удовольствия от победы в споре. Но оно дурацкое по вышеуказанным причинам.
Alexander Pskovitin[info]ssviking on Декабрь, 22, 2008 07:25 (UTC)
А вот тут мои +1. Никогда не воспринимал такую свою позицию, как влияние на социум.
Иван Шихалев: Коршун[info]iwsrus on Декабрь, 22, 2008 00:11 (UTC)
Взвешенная (если под этим понимать рациональную и обдуманную) позиция и позиция мягкая — как мне кажется, далеко не одно и то же. В целом же — совершенно согласен.
Andrey Lensky[info]andrey_lensky on Декабрь, 22, 2008 01:11 (UTC)
Да. Собирался еще уточнить, а потом забыл. ;-)
Михаил Певзнер[info]pigmeich on Декабрь, 22, 2008 01:15 (UTC)
Есть неявный манифест:

«Интернет — это моё пространство. Я общаюсь тут, потому что мне это приятно. Если неприятно — не общаюсь»
Andrey Lensky[info]andrey_lensky on Декабрь, 22, 2008 01:25 (UTC)
И что? ;-)
Михаил Певзнер[info]pigmeich on Декабрь, 22, 2008 04:43 (UTC)
Согласны?
Andrey Lensky[info]andrey_lensky on Декабрь, 22, 2008 09:48 (UTC)
Отчасти.
gegMOPO4[info]gegmopo4 on Декабрь, 22, 2008 07:19 (UTC)
Проблема тут только в том, где провести границу. Очень легко ошибиться, неправильно понять. Прежде, чем делать резкие движения, следует понять, что же человек на самом деле имел в виду. Может имеет место сарказм, пародия. Может просто плохо выраженная мысль, а может проблема с пониманием на другой стороне.
Andrey Lensky[info]andrey_lensky on Декабрь, 22, 2008 09:51 (UTC)
Что сперва разобраться, понятно. Вопрос в том, что затем.
gegMOPO4[info]gegmopo4 on Декабрь, 22, 2008 10:01 (UTC)
А потом простая экономия собственных времени и нервов. Забаненого это не исправит, но иначе будет только хуже.
Зверев Сергей[info]zveriozha on Декабрь, 22, 2008 09:09 (UTC)
Тут, конечно, еще важно с кем мы общаемся. С убежденно-злобным носителем идеи или с неплохим по сути человеком, который просто услышал звон и повторил глупость. И которому можно довольно легко показать другую сторону.

Потому как в одном случае ты по сути споришь не с личностью, а с системой, которая через эту личность просто вещает и там уже есть четкая "подключка". А во втором ее еще нет и говорить можно с живым человеком.
Andrey Lensky[info]andrey_lensky on Декабрь, 22, 2008 10:10 (UTC)
Вот тут как бы не создать у него впечатление, что "это можно".
Cyril Slobin[info]slobin on Декабрь, 22, 2008 09:19 (UTC)
Если у перестройки и последующих событий и было что-то хорошее на выходе, так это именно невозможность "всем приличным людям" кого-то бойкотировать. По-моему, склонность (анти)советской интеллигенции к таким действиям была её весьма поганой чертой.

... Мировоззрение: соответствует занимаемой должности ...

Andrey Lensky[info]andrey_lensky on Декабрь, 22, 2008 10:12 (UTC)
А вот меня эта черта полностью устраивает.

Впрочем, мне и СССР ничуточки не жаль.
Cyril Slobin[info]slobin on Декабрь, 22, 2008 10:56 (UTC)
Ты "Обездоленных" Ле Гуин читал? (Это не попытка козырнуть ссылкой на авторитет, это вопрос, и, если нет, то искренний совет почитать. На мой взгляд, имеет прямое отношение к теме, но, даже если и нет, то просто книга хорошая).

... Мы вам песню заспиваем про лихого орка ...

Andrey Lensky[info]andrey_lensky on Декабрь, 22, 2008 11:05 (UTC)
Нет. Я вообще Ле Гуин не люблю.
Злобоглаз Асинхронный[info]asyncbeholder on Декабрь, 22, 2008 12:18 (UTC)
Нетерпимость к убеждениям других - это вполне естественное чувство любого человека, вне зависимости от его собственных убеждений.
К примеру, на oper.ru не любят либералов и националистов. И банят их, кстати, на счёт раз, без разговоров.
Andrey Lensky[info]andrey_lensky on Декабрь, 22, 2008 12:37 (UTC)
Вот уж куда я точно никогда не зайду. Если я правильно понимаю, что это гоблинятник, то мне совершенно наплевать, кого там банят. ;-)
Ева Red[info]redmadcat on Декабрь, 23, 2008 01:02 (UTC)
а почему ты никогда не зайдешь в "гоблинятник"? что там не так?
Andrey Lensky[info]andrey_lensky on Декабрь, 23, 2008 01:45 (UTC)
Гоблин. Этого БОЛЕЕ ЧЕМ достаточно.
Злобоглаз Асинхронный[info]asyncbeholder on Декабрь, 23, 2008 07:53 (UTC)
Как экс-посетитель сайта скажу - сейчас практически всё там не так. Я оттуда ушёл, как только Гоблин начал постить всю эту муть про "с мест сообщают", "короткостволы", "русских скинхедов", про "демократическую Россию", про ненависть к Стругацким и прочей "интеллигенции".
Раньше, год-полтора назад, Гоблин ещё мог написать на сайте хоть что-то интересное. Сейчас же он или совсем долбанулся, или продался кому-то с потрохами. От того, что он пишет, просто тошнит. От комментариев гоблинских хомячков - тем более.
Ева Red[info]redmadcat on Декабрь, 23, 2008 01:00 (UTC)
ты умница. очень правильно все сказал.